айкидо, дзюдо, каратэ, самбо, бокс, кикбоксинг, рукопашный бой, самооборона, уличная драка, самооборона
Учебные фильмы, видео по боевым искусствам, самообороне и боксу
 Боевые искусства Востока
 Боевые искусства славян
 Боевые искусства Европы и Америки
 Искусство самообороны
 Путь Воина
 Боевые искусства сегодня
 Великие мастера
 Лучшие актеры боевиков
 Учебные Фильмы
Добавить в закладки
Фильмы, Единоборства

Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Айкидо / Семь складок / 


Семь складок

Семь складок

Многие, хотя бы мельком видевшие тренировки по самурайским видам боя, наверняка заметили на некоторых практикующих некий экзотичный вид одежды. То ли украинские шаровары, то ли юбка-брюки. Постараемся разобраться в этом вопросе с точки зрения традиций айкидо и понять, какая, собственно, форма одежды способствует изучению искусства гармонии и любви.


Традиционная тренировочная форма для занятий айкидо состоит из белого доги (плотная куртка и штаны), пояса (чаще белого, иногда - черного) и хакама (далеко не для всех). Что такое доги, знают все, ошибочно называя его еще с 80-х (расцвет каратэ-до) звучным словом 'кимоно'. А вот с хакама дело обстоит сложнее. Это слово для нас в новинку, да и сама форма одежды имеет не столь глубокие российские корни.
В хакама поначалу стали облачаться в основном представители айки-стилей и направлений. Но экзотика, как известно, дело заразное, и вскоре поклонники типично спортивных стилей единоборств также облачились в элегантные японские шаровары.


Кстати, о шароварах. Старожилы вспоминают, как на Фестивале Айкидо, проходившем в Киеве году эдак в 91-м на сцену для демонстрации великого боевого искусства (это мы про айкидо) вышел молодой человек в чем-то мешкообразном, белом, сшитом из вафельных полотенец. Зрелище было диковатое, но хлопцы, привыкшие к шароварам с детства, восприняли одежду провинциального 'сэнсея' на 'ура'. Из чего только не шили хакама. В ход шли крашеные простыни, плащевка и даже джинса. А по признанию одного из самых видных ныне адептов айкидо, его первые хакама, врученные для показательных выступлений были нежно-сиреневого цвета: Основной же вопрос, который мучил всех айки-закройщиков, касался количества складок. Пять, семь, или больше?.. Или это вообще неважно? Завязывали тоже очень смешно. И спереди, и сзади, и под грудью (а-ля сарафан). Длина вообще была непредсказуема. Кто-то наступал на подол при каждом шаге, кто-то обходился 'бермудами'.
Но со временем все устаканилось, национальная японская одежда прочно вошла в повседневную российских айкидошников и приобрела цивилизованную форму ношения.


Предпочтение отдается строгому черному цвету. Некоторые вольности, в принципе, позволительны. Например: темно-синий или темно-коричневый цвет. Но, перефразируя старый добрый анекдот про цвет машины, можно утверждать, что хакама должны быть или черного или : черного цвета. А вот доги только белое. - Не практично, но красиво и этично.


Да, традиция - вещь суровая. Несмотря на обилие черных, синих, и соответственно менее марких курток в будо-магазинах, айкидошникам положено облачаться в белые доги.


Вероятно потому, что в большинстве стран белый цвет считается символом чистоты. В некоторых приглашениях на семинары прям так и пишут: 'При себе иметь белое, чистое кимоно'. Некоторые относятся с пониманием.


Перейдем от вступительной части к конкретным вопросам.

- Почему лишь небольшая часть спортсменов на тренировке одета в хакама? В соответствии с существующими неписаными правилами, хакама могут одевать йоданши - т.е. айкидошники, имеющие черный пояс. В некоторых школах, с разрешения главного инструктора (как правило, шихана Хомбу), до получения черного пояса, хакама разрешается одевать девушкам, и инструкторам в своих группах.

Почему так? Ведь судя по письменным источникам и видеозаписям, все без исключения ученики О-сэнсея Морихэя Уэсибы занимались в хакама.



Семь складок

Дело в том, что это традиционная, привычная для японцев одежда. Со временем и с европеизацией айкидо, хакама подняла свой статус. И стала не просто повседневной одеждой, но инструкторской униформой. Кроме того, на занятия к О-Сэнсею попадали не новички в боевых искусствах, большинство их них были мастерами дзю-до, дзю-дзюцу, кэн-до и принимали их в додзё только по рекомендациям. Терри Добсон - один из учи-деши О-Сэнсея в разговоре с Егоровым вспоминал, что отсутствие хакама на ком-либо из студентов в те годы грозило нагоняем типа: 'Ты почему пришел на тренировку в нижнем белье?' (это про доги)


Вообще, надо сказать, что ношение хакама - это не айкидошная фенька, но искусство. Кого-то хакама облагораживает, а кого-то наоборот. До хакама надо дорасти. Пока стойки, передвижения и страховки не станут естественными, хакама лучше не одевать, поскольку все технические огрехи и изъяны станут еще заметнее.


'Неготовым' хакама только мешает и даже тормозит процесс обучения. Даже тем, кто получает право носить хакама после нескольких лет тренировки и соответствующей аттестации, требуется не менее полугода, чтобы более или менее научиться обвязывать вокруг себя длиннющие поясные ленточки и перестать в ней путаться.

Вперед>>>
 1  2 


 : 513         

В тему:

 Повседневная и церемонияльная одежда

Показателем общественного положения самурая в социальной структуре феодальной Японии, особенно в эпоху Токугава, являлся его костюм....
Подробнее>>>