айкидо, дзюдо, каратэ, самбо, бокс, кикбоксинг, рукопашный бой, самооборона, уличная драка, самооборона
Учебные фильмы, видео по боевым искусствам, самообороне и боксу
 Боевые искусства Востока
 Боевые искусства славян
 Боевые искусства Европы и Америки
 Искусство самообороны
 Путь Воина
 Боевые искусства сегодня
 Великие мастера
 Лучшие актеры боевиков
 Учебные Фильмы
Добавить в закладки
Фильмы, Единоборства

Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Путь самурая / Подготовка буси / Воспитание самураев / Воспитание самураев (часть IV). Познание "до". / 


Воспитание самураев (часть IV). Познание "до".

Познание до

Отличительной особенностью всех японских видов военных искусств (бугэй) являлось то, что основной акцент при овладении ими делался прежде всего на нравственно-моральную сторону и развитие "духовных способностей самурая", т.е. психической уравновешенности воина, а затем уже на формирование физически развитой личности. Моральное содержание таких дисциплин, как кэндо, кю-до и т.д., показывается иероглифом, который в сочетании с другими звучал как "до", являясь основой этих слов, говорящей о нравственном принципе и имеющей также глубокую связь с религиозными аспектами жизни военного сословия. Моральный принцип в военных тренировках японских воинов был обусловлен учением Конфуция. В Конфуцианстве "до" рассматривалось как определённая этическая категория. Что же касается религиозного аспекта, то основой сделать была непосредственная связь "до" с дзен-буддизмом.


Познание "до" ("правильного истинного пути", или "правды") считалось главным в фехтовании, стрельбе из лука, борьбе без оружия, плавании и т.д. (где оно являлось как бы образующим идеалом самурая, достижение которого означало в философском смысле познание самого себя), необходимым для гармонического развития индивидуума.


Восточная философская традиция часто называет "до" "путём", обладающим жизнедарящими силами, испускающим лучи света, подобно солнцу. В этом плане "до" идентично понятию "дао", трактуемому в философии и эстетике Китая как вечная и неотъемлемая первопричина всего существующего духовного и материального и отождествляемому объективным идеализмом с источником вещей и явлений мира, с "путём" природы. В соответствии с этим теоретики военных искусств считали, что "до" как первичная субстанция может однократно пробуждать в человеке "ценное" явление, понимаемое лишь инстинктивно, мистически, что позволяет индивидууму становится причастным цели "великого учения". В военных искусствах самураев "до" носило характер образующего идеала и начала, без которых эти искусства были невозможны. Целью и сутью борьбы было достижение и соприкосновение каждого воина с "до", т.е. слияние единичного и целого. Другими словами, "до" должно было помочь самураю найти "единичное бытиё во всём", "войти в соприкосновение с божественным (божеством), уловить его присутствие, увидеть его существование. Это согласуется с дзеновскими положениями об "изначальной природе Будды", присутствующей во всём (живом и неодушевлённом), которая постигается человеком посредством сатори, обретения нирваны на земле, среди живых.


Таким образом, самурай, познавая "до", должен был достичь военного мастерства, соприкасающегося с "истинным путём", и "войти в совершенную гармонию с природой", с которой человек составляет неразделимое целое. Преобладающее значение имела внутренняя подготовка воина, на что обращалось больше внимания, чем на напряжение внешних физических сил самурая. Решающим фактором в деле выработки силы духа была медитация. При помощи дзадзен - духовной основы военно-спортивного образования самураев, призванной, по выражениям толкователей дзен-буддизма, помочь в достижении гармонии с "отрицательным ничто", воины должны были развить у себя психически уравновешенное состояние для исполнения своих основных, военных функций, а также для не менее важного дела - тренировок в фехтовании, стрельбе и т.д., которые в свою очередь выступали как репетиции собственно боевых действий. Это было состояние "повышенной готовности", которое ни в коем случае не означало "малодушной сонливости".


Несмотря на ряд чисто мистических элементов, медитация по системе дзен имела и рациональное зерно. Прежде всего это касается постановки правильного дыхания, что крайне необходимо при любых физических упражнениях. Перед тренировочным боем самураи обычно принимали позы, характерные для дзен-буддийских монахов, приготовившихся к созерцанию, и старались дышать глубоко и равномерно. Это заранее готовило органы дыхания к физической работе и содействовало дальнейшему ритмическому функционированию лёгких во время самой схватки с противником, когда резко возрастала потребность организма в кислороде.


Преимущественное духовное напряжение, способствовавшее развитию самообладания, хладнокровия и трезвости мысли при всех упражнениях, однако, не означало что в военных искусствах самураев физический фактор (сила и выносливость) рассматривался как несущественный. Являясь вторым образующим элементом в военных дисциплинах, физическое воспитание требовало от воина кропотливого оттачивания техники, развития физической силы, выносливости, выработки почти инстинктивной феноменальной реакции и координации движений. Всё это достигалось в результате каждодневных и многочасовых тренировок.



 : 378         

В тему:

 Цигун и философия

Цигун и философия тесно связаны друг с другом. Гимнастика цигун ркуоводствуется философской теорией, а развитие цигун стимулирует развитие философии. Чтобы лучше понять соотношение цигун с философией, кратко расскажем о китайском цигуне и попытаемся разобраться в его сущности. ...
Подробнее>>>

 Философия воина

В обывательском понимании боевое искусство рассматривается как набор навыков для избиения противника. Истинное же понимание боевого искусства значительно шире, и навыки ведения боя являются лишь малой прикладной частью. Боевое искусство это образ жизни, особый взгляд на окружающую действительность. Первой задачей любого боевого искусства является воспитание человека духовного, создание богатого внутреннего мира. Только через достижение внутренней гармонии человек может направить свою жизненную энергию на достижение поставленной цели. ...
Подробнее>>>

 Краткая философия тайцзицюаня

Философия тайцзицюаня очень космогонична и сильно связана с даосизмом. Этот вопрос заслуживает более детального освещения нежели рамки этой странички, однако, я постараюсь кратко познакомить читателя с основными древнекитайскими взглядами. ...
Подробнее>>>

 Этикет Додзе

Основной целью Кёкусин Каратэ является не победа или поражение, а совершенствования характеров занимающихся. ...
Подробнее>>>

 Правила поведения в додзё

АЙКИДО - это боевое искусство, предполагающее неуязвимость и постоянную готовность к любой неожиданности. ...
Подробнее>>>

 Будзинкан-додзё и Хацуми Масааки

В настоящее время во многих странах Европы и Америки огромную популярность завоевала "школа нин-дзюцу" Тогакурэ-рю, преподаваемая в рамках программы организации Будзинкан - "Дом божества войны", созданной японцем Хацуми Масааки (Ёсиаки) на основе 9 традиционных школ бу-дзюцу. Многочисленные приверженцы Будзинкана широко пропагандируют Тогакурэ-рю как единственную сохранившуюся до наших дней аутентичную школу нин-дзюцу, а Будзинкан - как воплощение подлинных боевых традиций "воинов-невидимок". ...
Подробнее>>>

 Бразильская фишка

Бразилия славится не только большим количеством диких обезьян. Капоэйра - еще одно достояние республики. ...
Подробнее>>>

 О "поднимать", "остановиться", "достигнуть"

Это секрет ведения боя, а не метод тренировки. "Поднимать" означает, что прежде чем начинать бой следует сконцентрировать ци, наполнить живот до твёрдости, тело колышется резко и не останавливаясь....
Подробнее>>>

 Как учить боевой технике ?

В последнее время споры вокруг боевых искусств приобретают все более конкретный характер. Постепенно рассеивается мистический ужас перед восточными, тайными, истинно русскими и другими "необыкновенными" стилями. Хотя иногда по-прежнему тяжеловато разобраться в нагромождении разноплановой и разнородной информации, "отделить зерна от плевел". ...
Подробнее>>>

 Методика

Тренировка заключается не в многократном повторении приёмов, а в осмыслении текущей ситуации и применении принципов Стиля А.А.Кадочникова....
Подробнее>>>