айкидо, дзюдо, каратэ, самбо, бокс, кикбоксинг, рукопашный бой, самооборона, уличная драка, самооборона
Учебные фильмы, видео по боевым искусствам, самообороне и боксу
 Боевые искусства Востока
 Боевые искусства славян
 Боевые искусства Европы и Америки
 Искусство самообороны
 Путь Воина
 Боевые искусства сегодня
 Великие мастера
 Лучшие актеры боевиков
 Учебные Фильмы
Добавить в закладки
Фильмы, Единоборства

Главная страница / Боевые искусства Востока / Китай / Дяньсюэ / 


Дяньсюэ

Дяньсюэ

Многие слышали про то, что существует некая система "диммак". "Диммак" - это диалектное произношение (на кантонском диалекте) термина "дяньмо" ("воздействие на меридианы"). В современной терминологии ушу для обозначения этого же явления чаще используют термин "дяньсюэ" ("воздействие на биологически активные точки").


Искусство дяньсюэ возникло на стыке трех вещей - ушу, цигуна и традиционной китайской медицины. Согласно учению китайской медицины, в теле человека находится особая сеть меридианов, по которым циркулирует жизненная энергия-ци. Воздействие на определенные места человеческого тела позволяет влиять на циркуляцию этой энергии и посредством этого - на состояние организма. Современная западная медицина уже не отрицает огульно эту теорию, а пытается найти объяснения этим явлениям в современных терминах. Для боевых искусств абсолютно неважно, что реально стоит за этой теорией - важно то, что она работает, и производимые в соответствии с ней воздействия приводят к предсказываемым ею результатам.


Воздействие на точки может использоваться в двух целях - для лечения человека, и для причинения ему вреда. Использование дяньсюэ для лечения требует глубоких медицинских познаний, использование же воздействия на точки в боевых искусствах гораздо проще. Для грамотного воздействия знакомство с теорией, естественно, не мешает, но даже мало понимающий в медицине боец всегда мог зазубрить список из двух-трех десятков точек и перечень результатов от попадания в них ударом.


Дяньсюэ не было самостоятельным боевым искусством, это было, скорее, одной из ступеней подготовки мастера. Если противник носит доспехи или хотя бы плотную одежду, то в бою могло и не представится шанса воздействовать на точку. Даже если противник одет легко, он все-таки защищается, и до нужного места на теле еще предстояло добраться. Таким образом, искусство воздействия на точки выступало лишь дополнением к боевому мастерству бойца, позволяя ему при удаче сэкономить время боя. Однако в смутные времена и это могло оказаться существенным. Известен случай, когда знаменитый мастер ушу Сунь Лутан (1861-1932) был вынужден драться против 200 человек. Его спасло именно искусство воздействия на точки: точными ударами он мгновенно "отключал" неосторожно приблизившихся.


В разных стилях были свои "обязательные" списки уязвимых точек. Обычно они содержали 36 точек - священное число. Интересно, что если в стилях, относящихся к уданскому направлению ушу эти точки концентрировались в основном на корпусе и голове, то в шаолиньскому ушу рекомендуемые точки размещались по телу более равномерно. Обычно большинство "смертельных" точек располагается на голове, в районе живота и на пояснице сзади. На руках и ногах уязвимых точек мало. К поражению обычно рекомендуются точки, вызывающие немедленную реакцию внутренних органов.


Для поражения точек чаще всего применяются специальные формы кистей рук (например, кулак с выставленной фалангой одного пальца, "когти", выставленный палец), позволяющие сосредоточить значительное усилие на маленькой площади. Для их укрепления используются специальные методы тренировки, включающие в себя многочисленные отжимания на пальцах, омывание рук специальными лекарствами и т.д.



 : 421         

В тему: