Еще лет тридцать назад название этой специфической разновидности кэмпо было известно лишь узкому кругу посвященных. В наши дни борьбой айкидо занимаются в Японии и за ее пределами сотни тысяч людей. В самом общем определении айкидо можно истолковывать как искусство проведения болевых захватов и замков рук с последующим броском или удушением при активном использовании биоэнергетических возможностей организма. ">
айкидо, дзюдо, каратэ, самбо, бокс, кикбоксинг, рукопашный бой, самооборона, уличная драка, самооборона
Учебные фильмы, видео по боевым искусствам, самообороне и боксу
 Боевые искусства Востока
 Боевые искусства славян
 Боевые искусства Европы и Америки
 Искусство самообороны
 Путь Воина
 Боевые искусства сегодня
 Великие мастера
 Лучшие актеры боевиков
 Учебные Фильмы
Добавить в закладки
Фильмы, Единоборства

Главная страница / Путь Воина / Путь сосредоточения ки / 


Путь сосредоточения ки


Но как же добиться практических результатов? С одной стороны, от простого осознания себя частью единого мироздания у вас отнюдь не произойдет прилива физических сил. С другой стороны, изощренная техника воинских искусств, ко- торой на протяжении многих лет овладевал Уэсиба, также не являлась ключом к гармонии Вселенной. До тех пор пока интеллект и физические способности лишь сосуществуют в одном организме, искомого слияния и достижения сверхчеловеческого могущества тела и духа не произойдет. Единение с ки вселенной должно стать плодом напряженного творческого поиска, неустанных усилий и долгих раздумий. Не случайно патриархи Дзэн-буддизма назвали миг подобного единения сатори - "прозрение". Вот как описывает сам профессор Уэсиба сатори, постигшее его после долгих лет радений, умерщвления плоти, поста и медитации под каскадами. Событие относится к 1925 г., то есть ко времени окончания аскезы, когда подвижник переселился в деревню Аябэ: "Однажды, прогуливаясь во дворе, я вдруг испытал странное ощущение, словно подо мной задрожала земля. Какой-то золотистый туман начал подниматься от земли, обволакивая меня. В ту же секунду я разумом и телом ощутил свет, и мне показалось, что я по- нимаю язык щебечущих вокруг птиц. Внезапно я ощутил близ себя присутствие великого Творца в духовном обличье. Мысль озарила меня: "Основой всех воинских искусств должна быть любовь ко всему сущему на земле". С того мгновения и на всю жизнь я понял, что весь мир отныне - мой дом, что мне принадлежат Солнце и звезды. Высокое положение в обществе, слава, почести, богатство - все это навсегда утратило для меня значение. Подлинное воинское искусство не должно иметь ничего общего ни с грубой физической силой, потребной лишь для того, чтобы свалить противника, ни тем более с любым смертоносным оружием, приводящим мир к разрушению. Подлинное воинское искусство призвано, избегая жестокой борьбы, регулировать всеобщее ки, сохраняя мир, позволяя расти и развиваться всему в природе. Таким образом, упражнения в любом виде воинских искусств не должны быть самоцелью для уничтожения противника, но, наоборот, должны вырабатывать в нас чувство любви и уважения к окружающим".


В своих рассуждениях, следуя заветам мыслителей древнего Китая, Уэсиба исходил из того, что физическая сила с возрастом уступает место слабости. Нынешний чемпион завтра может оказаться побежденным, а потому его сегодняшняя победа над противником не есть абсолютная победа, но лишь победа временная, относительная, не настоящая в соотнесении с Природой. Ведь для самой Природы такая победа на ристалище не имеет никакой ценности, и, следовательно, стремление к спортивной победе превращается в суету сует и томление духа, лишенные пользы для самого победителя и всего человечества. Истинная победа подразумевает прежде всего достижение господства над своим разумом, волей, чувствами, выработку умения направлять ки в нужное русло. Все прочее вторично. Для человека, преодолевшего свое мятежное "я", свою подверженную всем земным соблазнам натуру, победа на поле брани придет сама собой. В единстве со Вселенной ему суждено из любой схватки выходить Победителем. Философия айкидо, которая представляется сравнительно общедоступной, имеет и многочисленные глубинные пласты, родившиеся из сплава идей даосизма, Синто и Дзэн. Высшая мудрость учения закодирована в числовых шифрах и геометрических символах, разгадка которых доступна лишь посвященным.


Сам профессор Уэсиба любил интерпретировать Небо, Землю и Человека в образах круга, квадрата и треугольника - магических фигур, олицетворяющих идею Творения и самовоспроизводства ки. В комментаторской традиции имеется несколько толкований популярных символов в русле различных учений, кроме основного (Небо - Человек - Земля) . Так, Реджинальд Блайт, крупнейший специалист в области философско-религиозной мысли Китая и Японии, объясняет эти рисунки следующим образом, ссылаясь на мнение Судзуки Дайдзэцу. Здесь представлены три основные формы Вселенной - божественная, природная и человеческая. Круг есть определенная неопределенность, вневременное время. Треугольник есть неизменный закон Природы, совершенный и всеобъем во многих иероглифах, обозначающих эти понятия. Круг, треугольник и квадрат могут быть в разных сочетаниях вписаны друг в друга, либо являться охватывающим элементом. Подобные геометрические построения могут быть продолжены до бесконечности.


Доктор Судзуки предлагает такую трактовку: круг олицетворяет аморфность, пустоту, где еще не произошло отделения света от мрака; треугольник олицетворяет становление формы из бесформенного хаоса; квадрат, составленный из двух равнобедренных треугольни- ков, олицетворяет множественность вещей. Соответственно все три фигуры в данной последовательности несут в себе идею сотворения мира.


Существует и другая версия, не менее важная для понимания воззрений Уэсиба и представляющая некий синтез базисных положений трех главных направлений японского буддизма: Дзэн, Сингон и Тэндай. Здесь круг знаменует Дзэн. Треугольник знаменует три тайны секты Сингон: мысли, слова и дела, известные под общим названием Санмицу - "три сокровенных таинства". Кроме того, треугольник соотносится с учением секты Тэндай о Пустоте, Вещественных феноменах и Середине, которое зиждется на идее единства Пустоты и материального мира, имеющего ограничения в пространстве и времени. Квадрат знаменует три (из пяти) первоэлементов (Землю, Воду, Огонь) и Божественный Ветер. Связующим и объединяющим началом во взаимодействии всех трех фигур служит биоэнергия - ки. Развивая идеи древних, Уэсиба приложил к своей системе также учение о символической мощи первозвуков (биджа), дающих стимул Творению и имеющих свои соответствия в пространственной картине мира."Звуки эти - полный ряд гласных японского языка: и (передающий понятие центра) плюс э, а, о, у ( передающие понятие четырех сторон света и первоэлементов). Звуки символизируют ритм вихревого "дыхания Вселенной".


Всего предполагаются четыре ритма в восьми осязательных ощущениях и т. д. Как мы уже знаем, магическая восьмерка служила в дальневосточной космогонии шифром бесконечности. В последовательной смене первоэлементов звуки э, а, о, у развивают изначальную биоэнергию ки, создавая материальный мир форм. Таким образом, звуки представляют собой манифестацию Вселенной, знаменуя каждый один из планов бытия. В каждом таком плане бытия заложен свой индивидуальный ритм (неявленное мироздание, аморфное, бесцветное и беззвучное). Каждому из планов бытия присущи свои, особенные вибрации, объединяющие духовную сущность с телесной. Изучая отношения между планами бытия и метаморфозы первоэлементов, человек постигает Путь (Дао, До) Вселенной, в котором неявленное сливается с явленным. Четыре плана манифестации Пути, умноженные восемью силами, порождают тридцать два состояния действительности. Постигнув все тридцать два и приложив к своей сфере деятельности, человек постигает суть бытия, преисполняется мудрости и силы, открыв для себя неиссякаемый источник энергии. Для Уэсиба и его последователей таким источником стало кэмпо в ипостаси айкидо. Такова в общих чертах философия, нашедшая отражение не только в отвлеченной символике, но и в практике удивительного воинс- кого искусства, направленного на достижение абсолютной гармонии с миром.

<<<Назад
 1  2  3 


 : 766         

В тему:

 Развитие Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо и Косики каратэ в нашей стране

У истоков развития Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо и Косики каратэ в нашей стране бессменно стоит Михаил Владимирович Крысин, имеющий 6-й дан по Шоринзи-рю и 6-й дан по Косики каратэ, который является Вице-президентом Всемирной Федерации, международным судьей высшей квалификации "А", членом тренерского и судейского комитета Всемирной Федерации, ему присвоено высокое, почетное звание "Шихан" (Глава стиля)....
Подробнее>>>

 Айкидо

В настоящее время существует несколько направлений айкидо, в том числе классическое и чисто спортивное, в котором философские аспекты отступают на второй план...
Подробнее>>>

 Немного об Айкидо

Из новейших Боевых Искусств Востока айкидо, пожалуй, самое таинственное и противоречивое. Демонстрируя искусство любви и гармонии, Стивену Сигалу удается легко расправляться и с боевиками-террористами и с мастерами различных стилей боевых искусств. С одинаковым интересом айкидо занимаются сотни тысяч девушек, юношей, детей дошкольного возраста и пенсионеров...
Подробнее>>>

 История несостоявшегося изнасилования

Эта статья написана для людей, которые предпочитают учиться на чужих ошибках. В первую очередь она предназначена для представительниц прекрасного, но слабого пола - хотя и мужчины, вероятно, смогут найти в ней полезную информацию. ...
Подробнее>>>

 Айкидзюцу самураев

Книг по современному Айкидо опубликовано уже немало, однако ранее практически не рассматривалось значительно более древнее искусство Айки-Дзюцу, от которого и произошло современное Айкидо. Более того, в имеющихся книгах преимущественно рассматривается лишь один из изучаемых сейчас современных стилей с целью распространения исключительно его одного и присущей ему философии. ...
Подробнее>>>

 Зеркало духа: додзё Айкидо

Вне всякого сомнения, география влияет на путь, по которому развивается культура народа. В Соединенных Штатах кажущиеся безграничными пространства, различный климат и земли взрастили культуру, которая поощряет индивидуализм и новаторство....
Подробнее>>>

 Айкидо для самопознания

Подчиняясь своей истинной натуре, человек устанавливает взаимосвязь между внешним и внутренним мирами... На протяжении всей жизни он находится в непрестанном поиске ответов на сотни вопросов и делает это не с целью доказать свое превосходство над другими, в стремлении удовлетворить природное любопытство, жажду знания и радость первооткрывателя....
Подробнее>>>

 Ощущения

Движения говорят о том, кем мы являемся и как взаимодействуем с окружающим миром. В то же время точность послания искажается личным восприятием адресата. Подобно движению, восприятие обусловлено ожидаемой реакцией. Ощущения говорят о том, как мы видим и трактуем возможности и противодействие внешнего мира и как мы определяем свою принадлежность к этому миру. ...
Подробнее>>>